Алексей Свирский «В первый раз»
I
— Любить, брат, ближнего — большая выгода. Пойми ты, чудак, ведь, Богу все едино: будешь ты любить иль не будешь, а вот тебе-то самому очень даже полезно. Злобой, что у меня возьмешь? Ровным счетом ничего. А ты подойди ко мне с любовью да с лаской — и остальную рубаху с меня скинешь.
Шахтеры смеются и попыхивают цигарками.
Происходит разговор на подъемной площадке у основания ствола на глубине ста пяти сажен под землею.
Ораторствует Захарка-Шалый, вне артельный углекоп, краснобай, пьяница, грамотей и шатун.
Площадка, обшитая толстыми досками, напоминает деревенскую баню, горячо натопленную. Вдоль стен горят электрические лампочки и красноватым светом озаряют небольшую группу бородатых шахтеров с черными, как у арабов, лицами. Углекопы сидят на двух опрокинутых ящиках, курят и философствуют.
В сгущенной рудничной жаре люди распарились, обмякли, устали и готовы часами сидеть здесь, но долго в шахте бездельничать нельзя: донесут штейгеру — и под штраф попадешь.
Вот зияют черные пасти продольных галерей. Там, далеко в низких забоях идет упорная, тяжелая работа. Окутанные плотной непроницаемой тьмой, забойщики тяжелыми кайлами «грызут» породу.
Железно-каменные стуки мечутся по черным узким коридорам, и уныло позванивает почвенная вода.
— То-то ты ласков, — возражает Шалому один из углекопов, — когда на похмелье просишь, а в получку тебя сам черт не сыщет.
Шахтеры скалят белые зубы, поблескивают белками глаз и ждут ответа Шалого.
Захарка встает, выпрямляет усталую спину, поводит широкими плечами и хочет сказать свое слово, заранее приготовленное, но в это время в седьмой продольной появляется в черной бездонной тьме красная точечка, и Шахтеры умолкают. Каждый берет свою лампочку и быстро исчезает.
Показывается в полукруглом просвете галереи темная движущаяся фигура. Тьма еще держит человека, и не видно его лица, но вот он шагнул на площадку, электрический свет вырвал его из черного плена, и молодой штейгер в кожаной куртке и форменной фуражке подходит к стволу и подает сигнал машинисту, чтоб его подняли наверх.
Гулко стучит подковами слепая рудничная лошадь. Она тащит вагончики, нагруженные добычей.
Где-то очень далеко, на самом краю пласта за крутым уклоном бренчат цепи тягельщиков-подростков, и перекликаются во тьме короткие стальные удары шахтерских кирок.
II
А на земле светло, солнечно и весело, точно и не сентябрь сейчас, а май. Уж такой выдался денек. Небо, после долгих дождей, выглядит праздничным, хорошо вымытым, темно-голубым, и ни одной соринки на горизонте.
Серая бесплодная равнина Донецкого бассейна, всегда угрюмая, молчаливая, теперь ярко освещена солнцем, отливает золотом, и четко вырисовываются редкие палисадники, с трудом выращенные, перед зданиями контор и жилищ управляющих.
Пожелтели, опаленные осенними лучами, молодые тополи, и густо рдеют многолиственные липы.
Осыпаются садики, но бодро и неумолчно посвистывают зяблики, свившие себе гнезда под крышами ветхих сараев выработанных и заброшенных шахт.
На пароконной линейке лихо подкатывает инженер Воронов с женой.
Он только вчера вернулся из Ростова, где пробыл целых две недели по личным своим делам.
Воронов типичный горняк, немного одичавший в глуши, но человек душевный, дельный и добряк на редкость.
Шахтеры любят Воронова за его простоту и часто жалуются ему на контору.
Сергей Петрович недавно женился на «явреечке», по выражению углекопов. Был роман, знойный, головокружительный роман с препятствиями, с секретной перепиской, вплоть до побега невесты из родительского дома.
Теперь они счастливы, влюблены и радостно упиваются молодой здоровой жизнью,
Воронов — блондин, среднего роста с крупными чертами лица, голубоглазый и широкоплечий. Человек он аккуратный, уравновешенный, каждый шаг у него рассчитан, каждое слово обдумано. Она — маленькая, бойкая, нервная брюнетка с большими черно-бархатными ласковыми глазами, хохотунья, мечтательница и неожиданная в своих прихотях.
Вздумалось ей сегодня спуститься в шахту. И как ни уговаривал Сергеи Петрович «отложить фантазию» до другого раза — не помогло: маленькая женщина настояла-таки на своем.
III
— Вера, держись, ради Бога, за перекладину и не урони лампочку.
— Хорошо, Держусь… Не маленькая я.
— Нет, ты маленькая и глупенькая, — шепчет Воронов.
Он входит в клеть.
— Пускаю!
Это произносит машинист.
— Одну секунду, — откликается инженер, и впервые с беспокойством поглядывает на стальной канат.
Вера сейчас похожа на мальчугана-озорника: на ней круглая барашковая шапочка и мужнина тужурка, висящая на тоненькой фигурке, как пальто. На руках кожаные рукавицы, а на груди лампочка. Вид у ней задорный и шаловливый.
— Можно! — решительно и коротко командует Воронов.
Машинист повернул рычаг. Клетка покачнулась, упала и скрылась.
Из колодца вырвался свист рассекаемого воздуха и короткий крик «инженерши». Затем все смолкло, и только мерно и равнодушно стучала машина да жужжал стальной канат.
— Господи, как страшно! — воскликнула Вера.
Молодая женщина не узнала своего голоса, гулко и чуждо зазвеневшего в этом черном бездонном колодце.
Вот и площадка. Инженера встречает штейгер, уже побывавший наверху и снова спустившийся для встречи начальника.
— Совсем не похоже, что мы под землею, — говорит Вера, и в то же время не без опаски оглядывается.
— А ты знаешь, какой толщины камень висит над нами? — спрашивает Сергей Петрович, и сам сейчас же отвечает: — Сто пять сажен имеет эта черная скала.
— Ужасно. И люди работают в такой глубине? И жарко тут как!
— Помилуйте, здесь не жарко, — отзывается штейгер. — Вот в забое — там действительно не холодно.
— Не холодно. Воображаю, как там не холодно… — говорит Вера, и смеется.
— Сведи меня туда, — просит она мужа.
— Не стоит, Веруня, охота тебе… Там душно, газом пахнет. Тебе с непривычки…
— Нет, нет, нет! — капризно перебивает Вера. — Я хочу. Идемте, — вдруг решительно добавляет она, обращаясь к штейгеру.
Тот вопросительно смотрит на Сергея Петровича.
— Делать нечего, идемте, — говорит Воронов.
И все они направляются к одной из продольных галерей.
IV
Еще полпути не прошли, а у Веры уже застучало в висках, и голова закружилась.
Мысль, что она находится глубоко под землею, не оставляет ее ни на минуту. В памяти пробуждаются рассказы о подземных катастрофах, и тревожно начинает биться сердце.
— А мы, Веруня, все глубже уходим. Скоро к забою подойдем. Тебе не душно?
— Н-нет.
В этом «н-нет» муж улавливает тревожную нотку, и ему досадно на самого себя, зачем он согласился взять жену с собою. И, как всегда в подобных случаях, воображение начинает рисовать страшные картины взрывов, подземных пожаров, наводнений… И постепенно закрадывается в душу мрачное тяжелое предчувствие.
— Веруня, будь осторожней: тут большие выступы пустой породы. Не задень, смотри, плечом или головой.
Голос инженера странно шуршит в каменной тьме. Монотонно стучат тяжелые капли почвенной воды. Тихо и жутко в руднике. От лампочек падают желтые отсветы и поблескивают стальные полоски рельс и искрятся кристаллики антрацита.
Вера молчит. Зубы крепко стиснуты, и нервы напряжены до крайности.
— Наклони, Веруня, голову: здесь низко будет. Смотри, не ударься.
Шепот мужа пугает молодую женщину, и она уже слишком усердно сгибается.
И вдруг из глубокой тьмы вырывается грохот, и трескучим громом прокатывается по всем шахтам рудника.
Вера вздрагивает, съеживается в комочек и цепко хватается за мужа.
— Не бойся, — кричит Сергей Петрович, — это Маша ползет. Доброе и кроткое животное. Вон видишь, огоньки? А гремят вагончики. Эх, ты, женщина. Испугалась-то как.
Вера хочет возразить, но чувствует, что ее голос будет заглушен этой ужасной трескотней, и отмалчивается.
Навстречу, среди грохота и многоголосого шума плывут, дрожат и кружатся живые огоньки-точки. Вот уже они совсем близко. Из мрака выползает голова серой лошади. Вот уже видно, как она уныло выступает вперед, как стучит подковами. А вот и длинный ряд вагончиков на маленьких толстых колесиках. Откатчик — молодой измазанный парень — шагает рядом с лошадью и лаптями расплескивает лужи, попадающиеся на каждом шагу.
— Стой! — кричит инженер.
И поезд тотчас же останавливается.
И снова стало тихо в руднике. Вера облегченно вздохнула и быстро успокоилась.
Откатчик, увидя инженера, снял шапку и повел белками.
Вера подносит лампочку к морде лошади. Темный выпуклый глаз остается совершенно покойным.
— Что это, Сережа, она слепая?
— Да, слепая. Она у нас старенькая, наша Машенька. Четыре года живет здесь.
— Разве ее не поднимают наверх?
— Нет. Наши лошади обречены на вечную тьму. Здесь они живут, здесь слепнут, работают и умирают.
— Ведь, это же ужасно! — восклицает Вера.
— Ничего не поделаешь. На то и рудник. — Ну, пошел своей дорогой, — добавляет Воронов, обращаясь к откатчику.
И поезд, нагруженный антрацитом, трогается.
V
Совсем низко упал каменный свод шахты. Подвигаться приходится чуть ли не ползком. Вера едва держится на ногах. С каким удовольствием она вырвалась бы из этой черной бездны. Но она упряма и должна выдержать искус до конца.
— Ну, Веруня, отдохни немного, — говорит Сергей Петрович, — теперь уже недалеко. Сейчас увидишь, как добывают уголь.
— Тут сухо, присесть можно, — говорит штейгер.
— Нет, уж я лучше постою, — отзывается Вера.
Она чувствует, что если сядет, то не в силах будет встать. А ей не хочется показать себя слабой.
Где-то вблизи беспрерывно стучат молотки. Временами доносятся голоса людей и какой-то характерный лязг цепей, точно недалеко проходит партия каторжан.
— Кто это? — спрашивает Вера, обращаясь к мужу.
— Ты о чем?
— Да вот, кто это цепями гремит?
— Тягельщики. Сейчас увидишь.
— Ну, теперь поползем. Пожалуйста, будь осторожней. Здесь очень низко.
Молодая женщина собирает последние силы и ползком подвигается рядом с мужем.
Вот и гнездо. Мелькают огоньки. Что-то вблизи грохочет, стучит, звенит, падает, трескается. Но людей еще не видать.
Ползут дальше. Вера с трудом переводит дыхание. Ей жарко и душно. Она вся в поту, и это мешает ей двигаться.
Сергей Петрович подбадривает ее:
— Еще немного, Веруня. Сейчас конец. А вот и наши тягельщики…
— Что это? Боже мой! — восклицает Вера и останавливается.
Перед изумленными испуганными глазами молодой женщины протащились на четвереньках тягельщики.
Это были мальчуганы, лет 14-15, не более. Все они были прикованы цепями к деревянным ящикам, наполненным углем. Цепи прикреплены были к широким кожаным поясам. На руках большие рукавицы, на ногах тяжелые сапоги с острыми подковами.
Вид этих детей ужаснул маленькую женщину.
— Разве можно так? — почти закричала она.
— Что такое, Веруня?
— Да ты посмотри, что они делают. Ведь это хуже каторги. Разве можно детей заставлять так работать. Это бесчеловечно.
— Успокойся, Веруня. Ничего ужасного здесь нет. Рудник у нас благоустроенный, воздуху, сравнительно, немало, сухо и безопасно. Ты бы посмотрела, что в Юзовских рудниках делается, тогда бы ты поняла, насколько у нас лучше.
Слова мужа, однако, мало успокаивают Веру, и она глаз не может оторвать от маленьких каторжан, как она мысленно назвала тягельщиков.
Вот они протащились мимо. Исчезли во тьме их лампочки, и не слышно стало цепей.
VI
Протащились еще немного и остановились у самого забоя. В низкой каменной пещере лежали на животах углекопы и «грызли породу». Видны были только ноги людей, или, вернее, их грязные мокрые лапти, да слышно было, как стучали кайла.
— Когда здесь начались работы? — спросил у штейгера Сергей Петрович.
— Третьего дня.
— Закрепы новые?
— Нет. С четвертой галереи.
— Зачем? Ведь я же говорил, чтоб закрепы были новые.
— Не знаю, Иван Федорович распорядился, — оправдывался штейгер.
— Ах, уж этот Иван Федорович…
Воронов хотел продолжать, но в этот момент в забое что-то случилось. Раздался сильный густой треск, и в ту же минуту углекопы торопливо стали выползать из гнезда.
— Эй, вылезайте!
Это кричит бородатый шахтер замешкавшимся в забое товарищам.
Вера не помнит себя от страха.
— Что случилось? — спрашивает она, и хочет бежать назад.
Она забывает, что над нею низко повис каменный свод, хочет выпрямиться, но сильно ударяется головой и падает.
Сергей Петрович бросается к ней и подносит к лицу жены лампочку.
— Вера, что с тобой? Ты ударилась? Да?
Ответа нет. Упала шапочка с головы и расплелись черные косы. Лицо бледно, глаза полузакрыты.
По спине Воронова пробегают холодные шарики.
— Послушайте, Лимин, жене моей дурно… Помогите, пожалуйста… Ее надо вынести отсюда.
Штейгер приполз к Сергею Петровичу, и оба они с большим трудом и всевозможными предосторожностями вытащили из гнезда впавшую в бесчувствие Веру.
Когда добрались до главной галереи, Воронов поднял жену на руки и бегом пустился бежать с дорогой ношей к подъемной площадке.
Штейгер едва поспевал за ним.
Всегда покойный, никогда не теряющий самообладания, Сергей Петрович на этот раз совершенно растерялся и, вместо того, чтобы жену привести в чувство, продолжал мчаться вперед, рискуя на каждом шагу споткнуться, упасть и разбить голову о камни.
Вот, наконец, и площадка. Штейгер забегает вперед и дает сигнал машинисту.
Вера все еще не подает признаков жизни. Воронов вносит ее в клеть. Он совсем выбился из сил. Онемели руки. Шумит в ушах, и весь он дрожит, взволнованный и растерянный.
Поднялась клеть, прибежали люди и помогли вынести «инженершу».
Вера приходит в себя. Она сидит на ящике и виновато улыбается. Необыкновенно ярким кажется ей солнечный свет. Она жадно глотает свежий воздух и не может отвести глаз с голубого неба.
— Вот видишь, какая ты, — нежным голосом укоряет ее Сергей Петрович. — Говорил же я тебе… А ты — хочу да хочу…
— Что там такое случилось? — спрашивает Вера.
— Да ничего не случилось. Упал кусок породы. Нет, ведь я же знал, что ты не выдержишь. И говорил я тебе…
— Прости, я виновата. Но, видишь ли, это потому, что я в первый раз…
— И в последний. Будь покойна, — энергично добавляет Воронов.
Спустя немного молодые супруги возвращались домой. Бодро бежали лошади по ярко освещенной равнине. Вера долго молчала, чувствуя себя виноватой, а потом не выдержала и заговорила:
— Знаешь, Сережа, что я тебе скажу? Когда мы разбогатеем, я не позволю тебе служить здесь.
«Пробуждение» № 3, 1913 г.