Наталья Резникова «Лялька»
IX.
С моей последней встречи с Лялей прошло двадцать лет, и вот в больницу, в которой я работала, привезли новую больную.
— Она вряд ли может платить, но она очень плоха. Надо бы положить ее в отдельную палату.
— Как фамилия? Я спрошу главного врача.
Сиделке пришлось повторить два раза имя и фамилию больной… Несмотря на то, что прошла молодость, пережита была война, революция, беженство, — воспоминания моей юности обступили меня.
«Лялька! Неужели Лялька?..»
— Я все сделаю, — сказала я с трудом. — Чем она больна?
— Гнойный плеврит, — ответила сиделка невозмутимо.
X.
В палате душно пахло лекарствами, и было полутемно, горела лишь маленькая лампочка под зеленым абажуром. Сиделка встала мне навстречу и сказала почтительным шепотом, которым говорят у постели умирающих:
— Без сознания… Может, до утра протянет, — не больше.
Я подошла к постели. Толстое серое одеяло точно никого не прикрывало, до того маленькой и худой стала Лялька. Неужели можно было так измениться?.. Тут, у её постели, я забыла, что прошли годы, что давно ушла от нас молодость. Я помнила, я все еще видела Ляльку прежнюю, цветущую Ляльку… Ничего от неё не осталась, ничего! Только ресницы, смокшие от пота, торчали острыми стрелами на подтянутом лице, на котором лежали синие смертные тени. И казалась она уже не живой, — лишь в груди клокотало, и вырывались хрипы.
Я нагнулась и смочила её сухие, бледные губы водой.
— Надо бы за доктором послать… Может быть, укол сделать? — отошла я к окну, к сиделке.
— Недавно делала… Скоро обход будет. Все равно, не поможем.
Мы замолчали.
В тишине Лялин хрип становился все громче, все зловещее.
Я вдруг явственно увидела Ляльку рядом с Давыдовым. Её преображенное любовью лицо… Может быть, и сейчас, в забытьи, она видит его, тоскует о нем?
— Что, — спросила меня сиделка, складывая газету, — пойдете сегодня на концерт Давыдова? Последний концерт…
Я вздрогнула, потому что сейчас было произнесено вслух имя, которое витало в этой комнате. Инстинктивно оглянулась на Лялю и вся похолодела: тускнеющие её глаза раскрылись, ресницы вздрагивали.
«Неужели? — подумала я. — Нет, не может быть, мне показалось!»
И, чтобы проверить, я ответила громко:
— Да, сегодня вечером Давыдов поет в последний раз.
Ляля подняла руку и провела ею по лбу к волосам прежним, памятным мне жестом, точно отгоняя от себя что-то мучительное, неотвязное; застывающий взгляд её остался устремленным в нашу сторону.
XI.
На концерт Давыдова я пришла совершенно убитая. Мысль о Ляльке не оставляла меня. Со сцены несся все еще прекрасный, единственный по окраске и тембру голос, так же высоко была закинута голова в ореоле уже седых волос, только брови нависли сильнее, и глубокие складки упали от носа к губам.
Гремели аплодисменты, восторженно ревела толпа, теснясь к эстраде, сыпались на сцену цветы, как пятнадцать, двадцать лет назад…
В эту минуту, может быть, Ляльки уже не было на свете… И почему-то мне хотелось плакать.
Разве не умерла она уже давно, с того самого дня, как потеряла его? И что такое смерть тела по сравнению со смертью души? И не стоило ли умереть ради того, чтобы однажды испытать счастье?..
Давыдов пел на бис известный романс о смерти, которая на страже, которая уже близка… Почему? Неужели он почувствовал, что распростерла она крылья над той, которая когда-то была радостью?.. Или он думал о своей смерти?
Занавес сдвигался и опять раздвигался. Давыдов наступал на цветы, кланялся, прижимая руку к сердцу, улыбался своей пленительной улыбкой, величественный даже в своей старости. А Ляльки уже не было среди живых…
Рубеж № 19 (432) от 2 мая 1936 г.
Иллюстрация: Paul Cesar Helleu «Hydrangeas».