Василий Брусянин «Элегия»

I.

Какая-то странная эта курсистка Клавдия Романовна — сама стыдливость!

Когда утром она вошла ко мне в мастерскую, все лицо ее покрылось краской смущения. Еще не сказала, зачем пришла, только спросила:

— Если не ошибаюсь, вы Демин?

Спросила и покраснела, не дождавшись моего ответа,

— Я — Демин… я вас поджидал, — ответил я и крепко пожал ее руку в перчатке. — Раздевайтесь… присаживайтесь…

С какой-то пугливой мыслью в глазах, осматривала она мастерскую и медленно и нерешительно расстегивала жакет, с большими пуговицами и высоким воротником.

— Вы никогда не позировали? — спросил я.

— Нет, — ответила она.

И опять краска смущения вспыхнула на ее красивом личике.

— Собственно, я позировала Вещинину, — поправилась она, и, как мне показалось, еще больше покраснела.

— Так вот, будьте добры пройти за ширмочку и там разденьтесь…

Она не сразу двинулась за ширмочку в углу мастерской, а я, чтобы не смущать ее, принялся чистить палитру, выдавливал краски, переставлял полотно с мольбертом. Чтобы ободрить ее, я стал напевать какой-то романс, потом сообразил, что, быть может, это неудобно: Клавдия Романовна — курсистка, из хорошей семьи и на натуру пошла только потому, что ей есть нечего…

Вот она вышла, закутанная в красную кисею…

Каким-то странно красочным пятном явилась она ко мне из-за ширмы. Только теперь я понял, что было в том небольшом пакетике, с которым Клавдия Романовна не рассталась даже и тогда, когда пошла за ширму. Она с собой принесла эту пышную, нежную, красную кисею. Не сразу хотела предстать предо мною обнаженной… Была она в темном скромном платье, теперь в кисее: тело просвечивает, но оно еще не обнажено… Какая милая стыдливость!.. Какая милая, чистая, славная эта курсисточка!.. Вышла задрапированная в красные полупрозрачные складки, а как идет к ней это красное. Брюнетка с пышными волосами, с большими темными глазами, вся в красном. И так красиво просвечивает ее тело сквозь кисею и кажется слитым из светлой бронзы. Она пристально, но немного смущенно смотрела на меня и точно ждала чего-то, ждала, что я скажу.

А я ничего не мог сказать, взволнованный новым образом. Я предполагал воспользоваться натурой для своей «Светлой грезы», во всей красоте тела, а предо мною стояла красивая девушка, немного смущенная, и нагота ее под кисеей была скрытой.

Клавдия Романовна заняла указанное мною место у стены, впереди большого светлого полотна, на подрамнике. А я смотрел на нее, любовался прекрасной брюнеткой в красном полупрозрачном одеянии и не знал, с чего начать? И она смотрела на меня в смущении… Недоумение в прекрасных, больших, тёмных глазах…

Я бросился к окну и передвигал занавески, искал нужное мне освещение и волновался… И вот вижу я — стоит она, спокойная, застывшая в скромной и целомудренной позе…

— Слишком светлый фон, — сказала она, указав на полотно, стоявшее сзади нее, кивком головы.

— Да, вы правы, — согласился я, и убрал светлое полотно и поставила сзади натурщицы обыкновенный светло-коричневый картон, под цвет ее тела за кисеей, слитого из светлой бронзы.

— Вы будете писать меня обнаженной? — спросила она.

Я расслышал ее вопрос, но ничего не ответил. Был занять передвижением занавесок на окне.

— Александр Иваныч говорил мне, что вам нужна обнаженная натура? — спросила она опять и мне показалось, что в ее голосе дрогнули какие-то новые нотки нетерпения или досады.

— Нет! Я увидел вас в красном… и замысел мой как-то разом изменился… Останьтесь в этой кисее…

Глаза наши встретились. Темные ресницы ее были слегка сдвинуты, а за ними горели два темных уголька. Это в глазах ее отразился свет дня такими красивыми искрами матового темного цвета.

Первые полчаса, пока я делал контур, показались мне скучными. Хотелось скорее перейти к краскам, чтобы поймать игру света на ее красивом теле, на ее темной головке, в ее блестящих глазах, все еще горящих, все еще не спокойных…

Она стояла неподвижно, с плотно сжатыми губами. Как будто она не решалась даже движением этих губ или вздохом изменить принятую позу. Незаметно для себя я перешел к краскам, не закончив всего контура. Для меня самого еще неясен был тот новый образ, который хотелось воплотить в красках, и эта новая тайна волновала меня.

— Я сделаю только несколько мазков, а потом мы отдохнем, — сказал я.

— Я еще могу стоять, я не устала…

И я уловил в ее голосе новые нотки. Как будто она была чем-то недовольна. Слова выдавила нехотя, но поспешила выразить их смысл. Насмешливо-презрительная улыбка скользнула по углам ее губ.

II.

После сеанса, пока она одевалась, я разогрел на бензинке кипяток и, когда она вышла из-за ширмочки, предложил ей чаю.

Мне казалось, что она немного озябла в моей большой и прохладной мастерской: так странно вздрагивало все ее тело, лицо было бледное, под глазами синева, а в глазах мерцали искры лихорадочного света…

Она не отказалась от чая, присела к столику и взялась этажерки книжку художественного журнала. Просмотрела оглавление статей, помолчала и положила книгу на прежнее место. Она как будто не знала, с чего начать разговор с художником, и я затруднялся в выборе темы. Я так редко встречаюсь с курсистками, а издали они мне кажутся такими умными и серьезными.

— Вещинин говорил, что вы никогда и никому не показываете своих картин, — начала она и обвела глазами по стенам мастерской.

— Как не показываю? Я участвую на выставках…

— Ну, да… на выставках, а до выставки?..

— Признаюсь, не делаю этого… Видите, у меня даже этюды повернуты к стене.

Она промолчала и сказала:

— А где ваша «Фрина»?

— «Фрина»?.. Разве вы знаете эту картину?

— Видела на выставке…

— Кто-то купил ее… Т. е., я знаю, конечно, фамилию человека, купившего «Фрину», но не знаю, что с нею сталось: где она висит? как повешена?..

— А разве это надо знать? Еще бы…

— Я помню… в этой «Фрине» вы изумительно написали тело… не контуры, а самое тело: его цвет, пухлость, нежность, теплоту… Это так все чувствовалось… А кто вам позировал?..

— Наденька… Есть у нас такая натурщица…

— Ах, знаю!.. Я встречала ее у Вещинина…

И какая-то неуловимая гримаса мелькнула на губах.

— За натурщицей Наденькой неважная репутация. Если хотите, она даже кокотка, но не та, продажная кокотка, которую может купить каждый. — «Наденька для нас, для художников», говорят обыкновенно о ней в кружке товарищей. По-видимому, и Клавдия Романовна что-то слышала о Наденьке именно в этом смысле, иначе, чем же объяснить ее презрительную улыбку.

— У Наденьки изумительное тело! — сказал я, видя, что гримаса в углах губ моей натурщицы еще не рассмеялась.

— Но лицо у нее такое неприятное, обрюзгшее, с морщинами под глазами… Почему же вы не пишете с нее теперь?

Если бы я сказал правду, я невольно сказал бы Клавдии Романовне комплимент. С Наденьки я потому и не пишу, что ее лицо не годится для моего воплощения. Мне и нужно было такое именно личико, как у Клавдии Романовны.

— Видите, я непременно хотел иметь натурой брюнетку… Мне нужны темные волосы и глаза… нужно и смуглое тело…

— Но у меня тело не смуглое…

Она поспешно выпалила эту фразу и, как показалось мне, смутилась. Хотела сказать еще что-то, но прикусила губы.

— Я не спорю, — ответил я, — я не видел вашего тела… Но под кисеей ваше тело дает мне именно тот тон, какой надо… Признаться меня даже тревожило, найду ли я этот тон, но вы случайно вышли в этой кисее и дали мне нужное.

Она помолчала, потом встала и мы условились о следующем сеансе. Почему-то она холодно попрощалась со мною…

III.

Дня через два повстречался с Вещининым.

— Что же ты разочаровал Клавдию Романовну? — начал он.

— Как?.. Она недовольна?..

— Шла она к тебе позировать в обнажении, а ты пишешь с нее кисею.

— Но ты сам же говорил, что она стесняется.

— Э-эх, брат ты мой!.. Как же ты еще мало знаешь женщину!..

Этот разговор вселил в меня какое-то новое и странное чувство. Где же правда в словах женщины, в ее улыбке, в ее манере держать себя? Я боялся смутить Клавдию Романовну, пока она раздевалась и ее появление в кисее я объяснил только ее нерешительностью. Ведь многие же натурщицы делают так: выходят из-за ширмочки и прячутся за собственной кофточкой или за юбкой, и эта стыдливость их всегда так сливается с тоном моих художественных настроений. Наступает момент творчества, и я перестаю видеть в натурщице тело женщины. До этого момента натурщица точно угадывает мое настроение и как будто оберегает меня от чего-то, пока не сделаешь первых пяти-шести мазков, после чего натура уже перевоплощается.

С каким-то странным, не прежним чувством повстречался я с моей натурщицей, когда она пришла на следующий сеанс. Она также нерешительно сняла жакет, неровной, точно подневольной походкой прошла за ширмочку, долго не появлялась, а потом, как будто нехотя, заняла место у картона и приняла прежнюю позу.

Не так стояла она, как на первом сеансе, но не сочла нужным проверить позы, не спросила меня, так ли она стоит? Эта небрежность в работе отразилась и на моем настроении и я долго не мог подыскать нужного тона красок.

Потом я увлекся работой, уловил нужное настроение и забыл о неудовольствии моей натурщицы.

Как-то раз, после шестого или седьмого сеанса, она случайно увидела мое полотно не прикрытым, быстро подошла к нему, наклонилась, быстро отскочила в сторону, всплеснула руками и громко выкрикнула:

Боже, как хорошо!.. Я не ожидала, что так выйдет!..

И глаза ее заблестели, и по лицу разлился румянец восхищения.

Похвала всегда поощряет меня. Восхищение моей работой делает меня безвольным, и, вопреки установившемуся обычаю в моей мастерской, я позволил Клавдии Романовне рассмотреть мою картину.

— Я право не предполагала, что может так выйти… У вас так сильно чувствуется кисея на теле, а тело…

Она посмотрела на меня горящими глазами, перевела взгляд на картину и уже другим тоном заметила:

— Я не думала, что у меня такое бронзовое тело…

И я объяснил ей, почему тело, написанное мною, не похоже на то ее тело, какое она привыкла видеть.

Она крепко пожала мне руку, вскинула на меня блестящие глаза и мы долго смотрели друг на друга.

Ушла она, а со мною осталось мое волнение…

Вечером того же дня, когда мы с Вещининым повстречались в «Золотом Якоре», художник посмеивался надо мною уже в другом тоне.

— Ну, Евгений, ты окончательно покорил Клавдию Романовну!.. А главное, какой же ты свинья!.. Никому из товарищей не показываешь своей работы, а она видела…

— Это вышло случайно…

— Ну, что уж там — случайно!.. Знаем мы!.. Курсисточка-то, должно быть, того — произвела на тебя впечатление… А?.. Это не то, что Наденька…

Немного пошлый, но славный товарищ, художник Ванечка говорил это с усмешкой, но я знал, что он завидовал мне: он такой влюбчивый…

Вещинин выпил рюмку коньяку и сказал;

— Ты знаешь, она в восторге от твоей «Светлой грезы», а тебя она прославляет чуть ли не великим художником… Она находит, что ты открыл в ее теле какую-то новую тайну…

— Я хочу писать с нее обнажённой, — сказал я Вещинину.

— Это ее окончательно примирит с тобой…